Preview

ПСИХИАТРИЯ

Расширенный поиск
Том 22, № 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

ПСИХОПАТОЛОГИЯ, КЛИНИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ

14-25 244
Аннотация

Обоснование: иммунологическое направление всегда являлось значимой частью биологических исследований шизофрении и в разные годы опиралось на соответствующие фундаментальные представления о функциях иммунной системы и нейроиммунных взаимодействиях. Цель обзора: провести краткий исторический анализ иммунных гипотез шизофрении, отражающих вектор исследований фундаментальной иммунологии, а также представить результаты собственных исследований, подтверждающих ключевую роль хронического воспаления в патогенезе шизофрении, и обосновать возможность использования иммунологических показателей для диагностики и прогноза течения заболевания. Материал и метод: по ключевым словам «шизофрения», «иммунные гипотезы шизофрении», «нейровоспаление», «нейроиммунные взаимосвязи» проведен анализ публикаций из баз PubMed/MEDLINE, РИНЦ и других источников за последние десятилетия в сопоставлении с результатами клинических и биологических исследований шизофрении в Научном центре психического здоровья (НЦПЗ). Заключение: на основе проведенного анализа публикаций показано, что развитие научных представлений о связи иммунной системы и шизофрении привело к пониманию ключевой роли хронического воспаления в патогенезе данного заболевания. На основе сравнительных исследований ряда иммунных маркеров, относящихся к цитокиновой системе, острофазным белкам, протеолитическим ферментам и др., в НЦПЗ создана лабораторная тест-система «Нейроиммуно-тест», включающая комплексное определение воспалительных и аутоиммунных маркеров в плазме крови. Показано, что уровень активации иммунной системы коррелирует с особенностями психопатологической симптоматики пациентов. Идентификация иммунных профилей больных важна для выделения различных подтипов заболевания в целях диагностики и персонализированной терапии.

26-33 244
Аннотация

Обоснование: несмотря на существующие современные международные классификации шизофрении, до настоящего времени не теряет своей значимости клинический подход к систематике шизофрении, разработанный отечественными учеными. Основная роль в становлении учения о шизофрении в национальной психиатрической школе принадлежит выдающемуся российскому психиатру А.В. Снежневскому и его ученикам. Цель обзора: анализ представлений о формах течения шизофрении согласно концепции А.В. Снежневского. Материалы и методы: обзор основных публикации А.В. Снежневского и его учеников в вопросе о формах течения шизофрении. Заключение: в обзоре приведены основные результаты исследований национальной психиатрической школы под руководством академика А.В. Снежневского в становлении учения о шизофрении.

34-42 281
Аннотация

Обоснование: шизофрения до настоящего времени остается одним из наиболее инвалидизирующих заболеваний. Ее клинические проявления, течение и исход чрезвычайно разнообразны, при этом отсутствует строгий параллелизм между формальной выраженностью расстройств и нарушениями поведения. Цель обзора — анализ имеющихся данных о взаимосвязи клинико-психопатологических расстройств и когнитивного дефицита у пациентов с шизофренией и выявляемых у них нарушений поведения. Материал и метод: в нарративном обзоре систематизировано влияние различной психопатологической симптоматики на поведение пациентов с шизофренией в период продрома, активного течения заболевания и в период ремиссии. Специальное внимание уделено роли когнитивных нарушений, а также профилактике общественно опасных действий психически больных. Рассмотрена оригинальная типология поведения пациентов с шизофренией в ремиссии. Заключение: анализ рассмотренных исследований определяет возможности таргетного психосоциального воздействия с целью формирования социально адаптивного поведения пациентов с шизофренией.

43-60 191
Аннотация

Обоснование: долгое время считалось, что когнитивный дефицит при шизофрении отражает влияние генетической предрасположенности к заболеванию. В последнее десятилетие, благодаря полногеномным исследованиям, представилась возможность проверить эту гипотезу. Цель обзора: анализ исследований связи когнитивных нарушений при шизофрении с полигенными показателями риска заболевания (Ш-ППР). Дополнительно рассмотрены связь ППР интеллекта с когнитивным дефицитом больных и связь Ш-ППР с когнитивными функциями у здоровых. Материал и методы: поиск публикаций проводили в базе PubMed с помощью ключевых слов: (schizophr* OR schizoaffective* OR psychosis) AND (cogn* OR intelligence OR IQ) AND (GWAS OR polygenic). Результаты и обсуждение: из работ, опубликованных с января 2015 г. по февраль 2024 г., 40 публикаций соответствовало критериям включения. Их анализ показал, что у больных шизофренией, в отличие от здоровых, корреляционная связь Ш-ППР с текущим когнитивным дефицитом и с преморбидными когнитивными способностями практически отсутствует. Когнитивные функции больных ассоциированы с полигенными показателями когнитивных способностей, однако основная часть дисперсии когнитивного дефицита при шизофрении, за исключением группы с интеллектуальной недостаточностью, по-видимому, связана с негенетическими причинами. Можно предположить, что наиболее важную роль играют факторы болезненного процесса. Будущие исследования должны быть направлены на установление того, связаны они непосредственно с патофизиологией заболевания, влиянием сопутствующих воздействий (лечения, госпитализации и др.) или когнитивными резервами, что будет способствовать поиску средств коррекции когнитивного дефицита.

61-73 199
Аннотация

Обоснование: для определения соответствия медицинской помощи больным шизофренией требованиям современных клинических рекомендаций необходимо оценить реальную практику применения антипсихотиков. Цель работы — изучение структуры назначений антипсихотиков больным шизофренией в психиатрическом стационаре. Материалы и методы: исследование выполнено в СПб ГКУЗ «Городская психиатрическая больница № 3 им. И.И. Скворцова-Степанова». Тенденции потребления антипсихотиков за период с 2017 по 2022 г. были изучены с помощью теста Манна–Кендалла. Для унификации сравнения потребления препаратов количество действующего вещества в упаковке делилось на его среднесуточную дозу. Сравнение потребления антипсихотиков лечебными отделениями проводилось методом бикластерного анализа. Данные о структуре назначений антипсихотиков получены из 315 медицинских карт пациентов с параноидной шизофренией (56,8% — лица мужского пола, средний возраст 32,9 (8,3) лет). Результаты: потребление антипсихотиков в больнице за период 2017– 2022 гг. характеризовалось снижением доли типичных антипсихотиков (ТАП) до 12,8% за счет увеличения доли атипичных антипсихотиков (ААП) до 61,0% и антипсихотиков длительного действия (АПДД) до 26,2% (p = 0,002). Назначение антипсихотиков в разных лечебных отделениях больницы было относительно равномерным. Клозапин (26,9%), зуклопентиксол (20,0%), галоперидол (10,3%), оланзапин (10,3%), рисперидон (9,3%), кветиапин (8,2%), палиперидон (4,1%) составили 89,1% всех израсходованных антипсихотиков. Суммарная доля карипразина, перициазина, арипипразола, зипразидона, левомепромазина, хлорпротиксена, хлорпромазина, тиаприда и трифлуоперазина, сертиндола, луразидона, сульпирида, флупентиксола и брекспипразола составила 10,9%. Среди назначенных больным шизофренией препаратов лидировали рисперидон (36,2%), галоперидол (17,1%), оланзапин (15,6%), клозапин (10,8%). Частота назначения остальных препаратов была менее 10,0%. Доля ТАП составила 26,3%, ААП — 73,7%. В подавляющем большинстве случаев (98,1%) пациенты получали монотерапию. Вывод: полученные данные о структуре назначений антипсихотиков демонстрируют соответствие представленных подходов мировому тренду преимущественного применения антипсихотиков второго поколения при стационарном лечении шизофрении.

74-84 115
Аннотация

Обоснование: исследование различных аспектов состояния клинической ремиссии при приступообразной шизофрении занимает значительное место на современном этапе развития психиатрической науки. Поддерживающая и профилактическая терапия в виде персонализированного ее варианта приобретает ключевое значение для повышения качества ремиссии, стабилизации и уменьшения вероятности обострения эндогенного процесса. Цель работы: разработка патогенетически обоснованной тактики лечения приступообразной шизофрении на этапе ремиссии с применением комплексной оценки клинических, психометрических и иммунологических показателей больных, позволяющей осуществлять контроль качества и стабильности ремиссии, а также обнаружить доклинические признаки обострения заболевания. Пациенты и методы: обследован 91 пациент (24 мужчины и 67 женщин) в возрасте от 18 до 70 лет в состоянии ремиссии после перенесенных приступов эндогенного заболевания с приступообразной формой течения (длительность ремиссии составляла от 6 мес. до 12 лет). Использованы клинико-психопатологический, психометрический (шкала PANSS), иммунологический («Нейроиммуно-тест»), клинико-катамнестический и статистический методы (критерий Манна–Уитни, критерий Уилкоксона, коэффициент корреляции Спирмена). Результаты: определение воспалительных и аутоиммунных маркеров плазмы крови в динамике заболевания и их сопоставление с выраженностью психопатологической симптоматики у больных шизофренией позволило сформировать две группы пациентов, различающихся разнонаправленными корреляционными связями между изменением клинического состояния (по шкале PANSS) и уровнем активации иммунной системы, оцениваемой по совокупности определяемых иммунных маркеров. Для пациентов 1-й группы (n = 58, 63,74%) ослабление интенсивности психопатологической симптоматики в ремиссии ассоциировано со снижением уровня активации иммунной системы («положительные» корреляции). У пациентов 2-й группы (n = 33, 36,26%) уровень активации иммунной системы в ремиссии не снижается и остается в пределах показателей острой стадии заболевания («отрицательные» корреляции). Показано, что повышение уровня активации иммунной системы может служить прогностическим критерием вероятностного обострения психопатологической симптоматики в ремиссии у пациентов 1-й группы. На основе определения иммунологических показателей крови в ремиссии разработана тактика персонализированной терапии для этих пациентов. Один из приемов предполагает возврат от поддерживающих доз препаратов к лечебным. Другая опция рассматривает дополнительное применение препаратов другой группы для предупреждения обострения эндогенного заболевания. В большинстве случаев эта тактика способствует относительно благоприятной динамике клинической ремиссии без значительного изменения психического состояния. Для пациентов 2-й группы тактика персонализированной терапии означает продолжение длительной активной терапии. Вывод: комплексная оценка клинических, психометрических и иммунологических показателей у пациентов с приступообразной шизофренией может быть использована для контроля качества и стабильности ремиссии, а также для обнаружения доклинических признаков обострения эндогенного процесса.

85-92 206
Аннотация

Обоснование: предполагается, что нарушение контроля импульсов является важным признаком шизофрении, тесно связанным с дисфункцией многих нейрофизиологических систем центральной нервной системы, характерных для этого заболевания. Наличие этого симптома в клинической картине требует особого внимания ввиду связанного с ним риска опасного поведения как для самих пациентов, так и для общества. Вопрос выраженности импульсивности на различных этапах заболевания остается недостаточно изученным. Цель исследования: оценить наличие признаков значимого уровня импульсивности в самоотчете по шкале Баррата у больных параноидной шизофренией в состоянии обострения и ремиссии. Пациенты и методы: в исследование включены две группы пациентов, страдающих параноидной шизофренией, находящихся в состоянии обострения или устойчивой ремиссии. Группа сравнения: контрольную группу составили здоровые испытуемые. Для оценки импульсивности использовалась шкала Баррата, адаптированная для российской популяции. Результаты и заключение: оказалось, что в обеих группах больных выявлялась повышенная импульсивность в половине случаев (54 и 46% соответственно). В контрольной группе таких случаев было только 22%. Анализ соотношения показателей различных подшкал шкалы Баррата не обнаружил различий между группами больных шизофренией, так же как в сравнении с контрольной группой. Заключение: результаты исследования позволяют предположить, что импульсивность как элемент клинической картины, обнаруживаемый в самоотчете больного, может быть информативным признаком и его следует учитывать при формировании психофармакологической схемы лечения и реабилитационных программ. Шкала Баррата может быть использована у больных шизофренией в повседневной практике.

93-101 162
Аннотация

Обоснование: существенный вклад генетических факторов в развитие шизофрении является в настоящее время общепризнанным фактом. Показатель полигенного риска для шизофрении (ППРш) оказался эффективным инструментом, позволяющим провести разделяющую линию между шизофренией и психически здоровым контролем с точки зрения генетики. Цель исследования — оценить предиктивную способность показателя полигенного риска шизофрении (ППРш) у пациентов юношеского возраста с первым депрессивным эпизодом и наличием аттенуированных психотических симптомов (АПС). Пациенты и методы: обследованы 60 больных юношеского возраста, госпитализированных с первым депрессивным эпизодом. На основании наличия АПС при поступлении пациенты были разделены на две группы: группа с АПС и группа без АПС. По результатам катамнестического наблюдения больных первой группы выделены подгруппы больных с манифестацией психоза и/или низким уровнем социального функционирования и больных без манифестации и с высоким уровнем социального функционирования. Для всех участников исследования проведено полногеномное генотипирование и рассчитаны ППРш. В качестве групп сравнения использовали группу больных с диагнозом шизофрении (n = 879) и группу психически здоровых людей (n = 759), для которых ранее было проведено полногеномное генотипирование и рассчитаны ППРш. Результаты: сравнение группы АПС с группами здорового контроля и пациентов с шизофренией по средним значениям ППРш показало, что она занимает промежуточное положение между этими группами, значимо отличаясь от каждой из них. Группа без АПС не отличалась от контрольной группы, при этом по сравнению с группой больных шизофренией показатель ППРш в этой группе был значимо ниже. Сравнение подгрупп больных обнаружило, что ППРш в группе с АПС без манифестации психоза и снижения социального функционирования значимо ниже, чем в группе с манифестацией шизофрении. Подгруппы с АПС с манифестацией психоза и АПС со снижением функционирования не различались как между собой, так и с группой больных шизофренией. Выводы: результаты, впервые полученные для российской популяции в представленном исследовании, показали, что ППРш может рассматриваться в качестве инструмента для оценки риска развития психоза или снижения социального функционирования у пациентов с АПС.

102-114 143
Аннотация

Обоснование: исследования, позволяющие изучать нейробиологические особенности длительно текущего шизофренического процесса, обладают высокой значимостью как для клинической практики, так и биологической психиатрии. Цель исследования: определение морфометрических особенностей головного мозга хронически больных шизофренией с различными типами функционального исхода. Пациенты и методы: осуществлен анализ морфометрических МРТ показателей коры головного мозга и подкорковых образований у 46 пациентов с диагнозом шизофрении с большой продолжительностью болезни (средняя длительность 20,5 ± 6,7 лет), и у 35 подобранных по полу и возрасту психически здоровых испытуемых из контрольной группы. Результаты и их обсуждение: у больных в целом выявлена меньшая толщина серого вещества в ряде областей коры больших полушарий. При оценке исхода с использованием клинико-психопатологического, клинико-катамнестического и клинико-эпидемиологического методов предположительным маркером худшего функционального исхода и плохого качества ремиссии оказалось билатеральное увеличение объемов бледного шара и скорлупы. В то же время при оценке исхода на основе текущих психометрических показателей социального функционирования и клинической симптоматики оказалось, что у пациентов с неблагоприятным вариантом исхода толщина серого вещества снижена в двух областях поясной коры в отличие от здорового контроля и в сравнении с пациентами с благоприятным исходом. Однако отсутствие корреляций с клиническими шкалами и показателями функционирования ограничивает возможность сделать вывод о специфичности указанного снижения как маркера исхода. Выводы: полученные результаты могут только предварительно предполагать существование различных нейроанатомических подтипов (биотипов), ассоциированных с различными функциональными исходами у больных хронической шизофренией.

115-128 223
Аннотация

Обоснование: эндогенные психозы, осложненные различными аддикциями, имеют особую психопатологическую структуру с включением в нее делириозных эпизодов, истинных галлюцинаций в сочетании с типичной для шизофрении позитивной симптоматикой и представляют известные трудности лечения, учитывая низкую комплаентность этого контингента больных и плохую переносимость ими антипсихотической терапии. Цель — изучить результаты использования карипразина в психофармакотерапии острых психотических состояний в структуре обострений параноидной шизофрении, сочетанной с химическими аддикциями. Пациенты и методы: исследование выполнено в период с 2018 по 2024 г. на базе нескольких психиатрических больниц Томской области, Санкт-Петербурга, Нижневартовска и Ноябрьска. Обследованы 208 мужчин в возрасте от 18 до 45 лет, страдающих параноидной шизофренией и зависимых от психоактивных веществ (ПАВ). В основную группу вошли 104 больных, которые принимали карипразин в виде монотерапии или в комбинации с галоперидолом или хлорпромазином, в части случаев с транквилизатором. Контрольную группу составили 104 пациента, получавшие другие нейролептики (арипипразол, рисперидон, оланзапин). Методы исследования: клинико-психопатологический, психометрический (PANSS, SANS, CGI, GAF), статистический (Python 3.11.0; R version 3.2.4; SPSS Statistics Base 22.0). Результаты: при сравнении эффективности терапии в основной и контрольной группах отмечено сходство показателей шкал CGI и GAF на 2-й неделе лечения, в то время как на 4-й неделе в основной группе, т.е. при приеме карипразина, наблюдалось улучшение показателей по шкалам PANSS, SANS, CGI, GAF. Заключение: карипразин по сравнению с другими атипичными нейролептиками (рисперидон, оланзапин, арипипразол) показал отчетливый антипсихотический эффект при терапии острых психотических состояний у больных шизофренией, зависимых от ПАВ. К концу 2-й недели после госпитализации, при лечении карипразином в средней дозе от 3 до 6 мг/сут в комбинации с типичными нейролептиками (галоперидол, хлорпромазин) или транквилизатором, достигается наиболее выраженный антипсихотический эффект. Последующее изолированное применение карипразина в терапевтической дозировке 3–4,5 мг/сут оказывает схожий с атипичными антипсихотиками эффект к концу 4-й недели лечения. В отличие от других атипичных антипсихотиков карипразин оказался более эффективным в лечении негативных симптомов шизофрении, что позволило достичь улучшения показателей глобального функционирования, увеличить длительность ремиссий, снизить риск регоспитализаций и развития госпитализма.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1683-8319 (Print)
ISSN 2618-6667 (Online)